Михаил Адольфович Миллер М.А.Миллер родился 3 мая 1924 г. в Нижнем Новгороде (с 1932 по 1991 гг. – г.Горький). После окончания средней школы поступил в Горьковский политехнический институт (ныне Нижегородский государственный технический университет). В 1942 г. был призван в армию, но в 1943 г. был демобилизован по состоянию здоровья и продолжил учебу в Политехническом институте. В 1945 г. перешел на открывшийся в Горьковском госуниверситете радиофизический факультет – первый факультет с таким названием в нашей стране и в мире, открытие которого было связано с рождением новой науки – радиофизики . Его научным руководителем, а вскоре и близким другом на всю жизнь стал М.Л.Левин – талантливый физик, ученик академика М.А.Леонтовича. Тема научных занятий М.Л.Левина – электродинамика антенн и линий передачи – определила на несколько лет круг научных интересов М.А.Миллера. После окончания университета в 1949 г. он проработал два года инженером на радиотехнических предприятиях г. Горького, а в 1950 г. поступил в аспирантуру Горьковского университета к М.Т.Греховой, одновременно работая в Горьковском исследовательском физико-техническом институте, где в 1953 г. стал заведующим лабораторией. В эти годы им был выполнен цикл исследований, развивающий идеи импедансного описания электродинамических систем СВЧ диапазона, в том числе пионерские работы по теории поверхностных волн в замедляющих структурах и импедансным антеннам с частотным качанием луча. Эти работы имели большое общенаучное значение и сразу вывели их автора на передний край отечественной и мировой науки в области теории излучения и дифракции. В 1956 г. М.А.Миллер возглавил отдел электродинамики созданного в г. Горьком Научно-исследовательского института (НИРФИ). Здесь под его руководством были развернуты исследования в быстро развивающейся области физики взаимодействия излучения с плазмой. Именно здесь родилась концепция усредненной пондероморной силы, часто называемой в отечественной и мировой литературе силой Миллера . Эта сила, действующая на заряженные частицы в неоднородных высокочастотных полях и играющая ключевую роль в современных проектах термоядерных реакторов, лазерно-плазменных ускорителей заряженных частиц и генерации излучений различных диапазонов (от радио до оптического), была впервые найдена в совместной работе А.В.Гапонова-Грехова и М.А.Миллера (ЖЭТФ, 1958 г.); ряд связанных с ней общетеоретических и прикладных аспектов был затем подробно проанализирован в серии работ М.А.Миллера. К середине 60-х гг. вокруг М.А.Миллера сложилась крупная научная школа в области радиофизики и физики плазмы. Ей принадлежит важный вклад в создание и развитие ряда фундаментальных направлений современной линейной и нелинейной электродинамики плазмы. Среди этих направлений можно отметить теорию самофокусировки волновых пучков и пакетов в плазме и других средах при различных механизмах нелинейности, исследование резонансного поглощения и скачков плотности, формирующихся в плавно неоднородной плазме под воздействием сильных полей, исследования по плазменной турбулентности, электродинамике свободно локализованных микроволновых и оптических разрядов в газах, развитие теории дифракции и излучения волн в плазме. Исследования в этих областях были продолжены в Институте прикладной физики РАН, где М.А.Миллер руководил отделом физики плазмы с момента образования института (1977 г.) до 1988 г., а затем до последнего дня своей жизни работал в том же отделе в должности главного научного сотрудника. За работы в области нелинейных волновых процессов в плазме М.А.Миллер и его ученики были удостоены государственной премии СССР 1987 г. Официальным признанием заслуг М.А.Миллера являются также звания заслуженного деятеля науки РФ, заслуженного Соросовского профессора, заслуженного профессора Нижегородского госуниверситета. Следует особо отметить преподавательскую и научно-образовательную сторону деятельности М.А.Миллера. После окончания университета она была неразрывно связана с радиофизическим факультетом ННГУ, выпускником которого он являлся. Руководя крупными отделами научно-исследовательских институтов, он по совместительству выполнял обязанности заведующего кафедрой электродинамики радиофизического факультета, профессора той же кафедры. Поставленные и неоднократно прочитанные им в 50-е – 60-е годы на радиофизическом факультете общефакультетские курсы классической и прикладной электродинамики явились важным фактором, определившим развитие «электродинамической» культуры научных школ Н.Новгорода. Его лекции посещали не только студенты и аспиранты, но и преподаватели радиофизического и других естественно-научных факультетов университета, а также преподаватели других вузов. Лекции М.А.Миллера всегда отличались богатством научного содержания, сочетаемого с ясностью и доступностью изложения, привлекая юные умы красотой раскрываемых научных истин, образностью и неожиданностью сопоставлений и ощущением возможности внутренней свободы на любых этапах несвободы внешней. Написанный и изданный при его участии «Сборник задач по электродинамике» (Москва, изд. Наука, 2001) рекомендован в качестве учебного пособия для университетов России и был удостоен премии Нижнего Новгорода в области образования. Образцом взаимодействия крупного ученого с молодыми исследователями является работа М.А. Миллера в рамках института стажеров-исследователей ИПФ РАН, которым он руководил с 1978 по 1992 гг. Много времени и энергии отдал М.А.Миллер переводческой и энциклопедической деятельности. Он является редактором и соавтором переводов на русский язык известного учебника по электродинамике В.Смайта и знаменитого «Трактата по электричеству и магнетизму» Дж.К.Максвелла. Им написано и отредактировано несколько десятков статей в Физическом энциклопедическом словаре и Физической Энциклопедии. В последние годы жизни М.А.Миллер увлеченно занимался историей науки, особенно той ее части, участником и творцом которой был он сам. Он считал это важной составляющей в деле воспитания молодого поколения научных работников. Им был опубликован ряд статей и очерков, содержащих размышления о научном творчестве и воспоминания личного характера, представляющие интерес для читателей, интересующихся историей науки. Особое место в этой серии занимает изданная под его редакцией книга, посвященная памяти его учителя и друга (Михаил Львович Левин, Жизнь, Воспоминания, Творчество, Н.Новгород: ИПФ РАН, 1998 г.), выдержавшая уже два издания. К своему восьмидесятилетию М.А.Миллер задумал собрать в одной книге свои работы, посвященные истории научных открытий, соотношению интуитивного и рационального в научном творчестве; выступления и статьи, связанные с юбилеями выдающихся ученых, своих друзей и научных учреждений; свои литературные пародии и юмористические стихотворные произведения, написанные разным людям, по разным поводам и без поводов. Последнюю точку в этой работе он поставил накануне своей смерти, оставив подготовленную к изданию книгу в виде своего рода завещания своим ученикам и коллегам. Михаил Адольфович был очень тактичным и доброжелательным человеком, в котором эти качества удивительно сочетались с высокой требовательностью по отношению к окружающим его людям, особенно когда дело касалось этики научных и жизненных отношений; по отношению же к себе он был беспощадно требователен.. Всем, кому довелось работать с М.А. (как его часто называли в кругу близких друзей), знакомы основные черты его личности как ученого и педагога: широта и разнообразие интересов, раскрепощенность и ясность физического мышления, образная и остроумная манера речи и письма, сочетаемые с умением зажечь энтузиазм молодых исследователей, направив их внимание на ключевые моменты исследуемых явлений. М.А.Миллер являлся центром притяжения на всех семинарах и конференциях, в которых принимал участие; к нему обращалось огромное количество людей со своими научными, околонаучными и просто житейскими проблемами. Среди его непосредственных учеников 7 докторов наук (один из которых в настоящее время является академиком РАН, другой – членом-корреспондентом РАН) и более 20 кандидатов наук, лауреаты Ленинской и государственных премий, ведущие специалисты в области радиофизики, успешно работающие в крупных научных центрах в России и за рубежом. Число исследователей, которые считают себя учениками М.А.Миллера, значительно больше; к его научной школе себя причисляют и многие известные ученые, - создатели собственных научных школ и направлений. Михаил Адольфович навсегда останется в сердцах и памяти тех, кому выпали удача и счастье общения с ним. А.А.Андронов, Б.М.Болотовский, А.В.Гапонов-Грехов,
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||